Вопрос-ответ

В 2003 году врач обнаружила у меня высокий уровень лейкоцитов, но зав. отделением отказала в госпитализации. В 2005 году вторая врач направила меня в Курск к гематологу – оказалось, что у меня лимфолейкоз (клинический вариант второй стадии), гигантская киста правой почки, киста левой почки. В онкологии Курска провели ТУР мочевого пузыря. Состою на Д-учете по поводу полипоза желудка и лимфолейкоза, новообразований внутри мочевого пузыря на левой стенке – о группе инвалидности ни слова и говорить никто не хочет. С такими заболеваниями инвалидность не дают. Правы ли в нашей медсанчасти?

Отвечает Александр Саверский

Я не очень люблю вопросы об инвалидности по двум причинам. Во-первых, это не сфера медицинской, а социальной помощи государством, а мы не можем быть одинаково профессиональны и там, и здесь. Во-вторых, таким людям, как вы, юридически очень трудно помочь, именно потому, что это вотчина государства. Даже суд не может помочь. Дело в том, что инвалидность, как вы знаете, определяется комиссиями медико-социальной экспертизы на основании визуального осмотра пациента. Конечно, они принимают в расчет диагнозы, но если при этом самом осмотре они видят, что человек трудоспособен, что он может ходить, сам себя обслуживать, то они самостоятельно принимают решение о том, какая группа инвалидности, какая степень утраты трудоспособности у него имеется.

К большому сожалению, в России практически нет выигрышей по поводу оспаривания группы инвалидности, по крайней мере, мне такие неизвестны. Это замкнутый круг; Основных причины две: 1) не существует независимых от МСЭК экспертов, способных оценить «необходимость социальной защиты», то есть таким экспертом не может быть просто врач, поскольку он не обладает специальными познаниями в этой сфере, но тогда он не может быть экспертом в суде; 2) суд не может установить гражданину инвалидность (это не его компетенция), он может лишь отменить решение МСЭК. Но для установления инвалидности человек снова вернется в ту же МСЭК.

Таким образом, круг, по которому можно ходить без конца, замыкается. Остается два пути: один – обжаловать решение в вышестоящей МСЭК, второй – что мы сейчас пытаемся сделать на политическом уровне – это объективировать работу МСЭК. Люди часто приходят на МСЭК из НИИ и говорят: мы пришли из ведущего НИИ, например, онкологического, принесли мнение ведущих профессоров и академиков, а на МСЭКе говорят: а нам все равно, что там пишут академики и профессора. То есть сейчас МСЭК не обязана учитывать мнение этих академиков и профессоров и сколько-нибудь обосновано реагировать на них.. А мы хотим, чтобы работа МСЭК стала более объективной, чтобы инвалид имел право вводить в состав комиссии врача по профилю своего заболевания, мнение которого МСЭК обязана учитывать и объяснять причины несогласия с ним, если оно возникает. Мнение внешнего специалиста может стать поворотным моментом в дальнейшем в суде. Сейчас этого, к сожалению, нет. Если хотя бы это сделать, то у нас пациент уже будет как-то более или менее защищен.

Ребенка направили на МСЭК, поражение ЦНС. Мы там никогда не были. Есть ли порядок их работы? Как там все происходит?

Отвечает Александр Саверский

По отзывам людей происходит все предельно жестко, а порой и цинично. Если бабушка пришла с клюшкой, ее могут попросить показать руки, и если там не обнаружат мозоли, характерные для ношения клюшки, ее обвинят во лжи.

Общий же порядок таков Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведётся протокол.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Порядок составления и форма акта медико-социальной экспертизы гражданина утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Срок хранения акта медико-социальной экспертизы гражданина составляет 10 лет.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности), реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро.

Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

Порядок составления и форма выписки утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в соответствующие военные комиссариаты.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

Прихожу, то в платную стоматологию, то в свою поликлинику – нигде нет никакой нормальной информации. А по закону какую информацию обязано предоставлять учреждение, оказывающее медицинские услуги?

Отвечает Саверский Александр Владимирович

Такое право действительно есть, и оно действительно постоянно нарушается. При обращении в учреждение здравоохранения или к частнопрактикующему врачу пациент имеет право на получение полной и достоверной информации об услугах. Это право закреплено в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996. № 27.

Информация предоставляется потребителю бесплатно и должна содержать сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предположение о том, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не должны руководствоваться законодательством о защите прав потребителей, ошибочно. Так же как и платные учреждения, «бесплатные» получают деньги за оказанные ими услуги, но из других источников – государства, страховых компаний и т.п., то есть услуги эти всегда оплачиваются, а потребитель все тот же – мы с вами.

Поэтому, указанное положение норм об информировании касается, как платной, так и бесплатной систем здравоохранения. Проблема в том, что судебной практики по этим вопросам так мало, что у медицинских организаций нет нужды выполнять требования закона: «под лежачий камень вода не течет». – так, может, пора уже его поднять?

Какая ответственность у лечебного учреждения за нарушение времени приема по записи?

Отвечает Саверский Александр Владимирович

Ответственность здесь только через вред здоровью, то есть если в результате того, что вас в положенное время не принял врач, которого вы пытались посетить, и наступил вред здоровью, – то вплоть до уголовной ответственности врача или администратора, не обеспечившего прием. Если такого вреда нет, то никакой ответственности нет. Можно, конечно, обращаться в лицензирующие органы и требовать отзыва лицензий, поскольку держатель лицензии не выполняет лицензионных требований и гражданско-правовых обязательств. Но если поликлинику закроют, то легче от этого никому не будет, поэтому без реформы всей модели здравоохранения не обойтись.

Справочная информация

Методические пособия

Справочная информация

Методические пособия

Все методические пособия

Видеотрансляции

[ Заболевания костно-мышечной системы ]

Продолжительность: 129 мин

Механизмы развития остеопороза. Распространенность подагры. Ортопедическая коррекция. Практические рекомендации по лечению и уходу

[ Общие особенности ухода ]

Продолжительность: 34 мин

Проблемы и задачи гериатрической реабилитации.  Создание оптимального лечебно-охранительного режима, планировании и особенности гериатрического ухода.

[ Когнитивные и психологические нарушения ]

Продолжительность: 52 мин

«Нормальное » старение и когнитивные функции. Определение когнитивных нарушений (КН) Клинические синдромы:   физиологические  и волютивные изменения когнитивных  способностей  умеренные КН, деменция. Факторы, способствующие прогрессированию возрастной когнитивной  дисфункции.

Материалы партнеров